Творческая встреча с Александром Чекменевым: Уличная фотография

19322

11 ноября в 18:30 в рамках проекта "Фотограф года 2013" состоится творческая встреча с известным украинским фотографом, художником и куратором выставок Александром Чекменевым.

На встрече также можно будет ознакомиться с новинками от партнеров: компаний Canon и ASUS.

Место проведения:

Центр современного искусства М17. Киев, ул. Горького (Антоновича), 102-104

Вход бесплатный по предварительной регистрации на: moderator@office.foto.ua

 

Об авторе:

Александр Чекменев родился 1 апреля 1969 года в Луганске. Фотографией увлекался с детства. Осознано начал снимать с 1990 года. Учился на улице, поэтому первая так и называется - «Уличные портреты» г. Луганск.

Уже в ранних работах Александра Чекменева обозначается творческое кредо фотографа-документалиста. Интерес к людям из малозащищённых социальных слоёв объединяет все документальные работы автора.

С 1994 года в течение более чем десяти лет Александр Чекменев снимал шахтеров и жителей шахтерских городков в Донбассе, где после падения Советского Союза было закрыто более половины угольных шахт и на почве безработицы разрослась нелегальная добыча угля в маленьких самодельных шахтах. Чтобы понять и прочувствовать жизнь людей в этих краях, он спускался с ними в шахты, добывал уголь и носил его на собственных плечах, чем зарабатывал доверие и согласие на фотосъемку. Результатом этой многолетней работы стала книга «Donbass», вышедшая в нем цко издательстве Kehrer Verlag и открывшая серию монографий фотографов из стран бывшего Советского Союза.

Фотограф о работе над проектом:

«Я поселился в городе Торезе. В старой квартире панельной пятиэтажки не было даже центрального отопления. У многих в комнатах стояли обычные печки из листового железа, которые топились дровами или добытым в шахтах углем. Холодную воду давали словно по расписанию - примерно два часа утром и два часа вечером, горячей же не было совсем. Я помню, что спать мне приходилось одетым рядом с печью — настолько было холодно в той квартире. Мои деньги закончились быстро, поэтому каждое утро, проснувшись, я брел нескол ко к илометров по заснеженной степи к нелегальной шахте, на которой меня знали и признавали своим. Там можно было позавтракать и пообедать, был ужин и горячий чай в избытке. Я уже не удивлялся своему положению, условиям, в которых мне пришлось прожить длительное время в шахтерском регионе. Только одно не переставало удивлять: я не мог осознать, почему те люди, которые обогревают целое государство, не могут обогреть свои жилища».

Александр Чекменев также не превзойденный мастер уличной фотографии. Он ввел этот жанр в ранг культового действа и ритуала. У него процесс создания фотоснимка на улице не банальная охота за всевозможными решающими и нерешающими мгновениями, фиксирование забавных сценок уличной жизни. Для Чекменева улица – это повод для поиска тотального характера человека. Чекменев, каждый раз, нажимая на кнопку совершает могучий ритуал посвящения в свой орден запечатленных. Человек сфотографированный (уличный человек) запоминает данный акт на в ю ос тавшуюся жизнь. Так как, возможно, впервые он был в центре внимания, с ним поговорили, вникли в проблемы его маленького сложного бытия, посочувствовали, совершили над ним некое таинство приобщения к непостижимому, принесли в жертву и увековечили. В чекменевской фотографии документальный образ – жертва, которую приносит автор своей идее, своим чувствам, своим внутренним богам. Чекменев не просто делает фотографии, он, подбно Фидию или Джакомо Манцу, создает нечто вечное, не в материальном смысле. Это сознающая себя красота порабощает с ерт и создает тот смысл, который заставляет людей идти дальше, жить дальше…

Награды

1994 – 1-й приз на конкурсе документальной украинской фотографии "Укрпресфото" в номинации "Новые имена", г.Киев.

2000 – победитель европейского конкурса документальной фотографии Вевей, Швейцария за серию "Украинский паспорт".